Вы сейчас просматриваете “Мейден-марафон”: Senjutsu (2021)

«Д.И»: Семнадцатый и последний (пока) этап нашего марафона.

Вот пишу про последний (или давайте употребим суеверный авиационный термин «крайний»), семнадцатый по счету альбом и думаю, а ведь в Мейден – марафоне, так или иначе и вся моя жизнь. Начали с 1980-х, а сейчас уже 2020-е… Да и я впервые услышал их году в 85-м примерно, еще школьником, вместе с группой рос, взрослел, а сейчас уже и старею…Такие вот параллельные жизни получились. Я не считаю себя фанатом коллектива (мне вообще фанатство чуждо), но признаю, без Девы в моей жизни было бы скучнее.

Владимир: Что-то в последнее время стали много задумываться о возрасте, не рановато ли? Насчет параллельности жизни группы и вашей я бы поспорил. Почему? Просто музыка «мейден» сопровождает вас и дает вам нечто такое, чего вам не хватает! Поэтому, я считаю, что жизни явно не параллельными получаются, у каждого из нас есть свои группы, с которым мы пересекаемся чаще других.

У каждого из нас есть группа, под музыку которой проходит наша с вами жизнь. Причем, некоторые группы просто приходят и уходят, а некоторые остаются с нами навсегда. И жаль, что таких групп очень и очень мало…

«Д.И»: Я мог бы начать с того, что для группы это удивительное достижение – оставаться на плаву в течение 40 с лишним лет, но я бы предпочел отметить другое. Более впечатляющим достижением является тот факт, что Iron Maiden – одна из немногих исторически значимых групп, которая все еще выпускает хорошие альбомы. Многие их коллеги по «тяжелому цеху», имеющие блестящие дискографии, уже давно выпускают весьма посредственные альбомы и мы их прослушиваем только из уважения к былым заслугам. Iron Maiden, по-прежнему, одна из тех групп, у которых с нетерпением ждешь выхода нового альбома.

Владимир: После того, как я мужественно, но с огромным удовольствием прошел всю дистанцию марафона, моя поддержка в том, что Maiden – одна из немногих групп, которой до сих пор интересна, только выросла!

На всем протяжении меломанского марафона, я просто поражался тому, насколько легендарный коллектив не только смог удержаться на плаву и пройти много изменений музыкальных вкусов, но b остаться самой собой. Постоянные смелые эксперименты. Альбомы, каждый по своему, интересен. Музыкальный почерк узнаваем…

«Д.И»: Альбом был записан еще в 2019 году, но из-за ковидных ограничений был выпущен только через два года. Сами музыканты рассказывали, что больше всего боялись, что запись украдут и сольют в сеть, поэтому никто из них, кроме Харриса, даже не имел ее копии в течение всего периода ожидания выхода альбома, а сам факт его записи держался в тайне.

Ну а слушателями очередной альбом, как всегда, ожидался с некоторой тревогой, насколько музыканты, которым уже за 60 (на момент записи самому возрастному, МакБрейну – 67, самому «молодому», Дикинсону – 61), в состоянии удержать высокую планку группы. Тем более, что предыдущий, вышедший за семь лет до этого, был очень хорош. К тому же, это второй двухдисковый альбом Maiden подряд и снова вопрос, насколько на такой хронометраж у группы есть хорошего материала.

Владимир: Вот снова вы про возраст! Сил у музыкантов группы еще предостаточно, иначе бы давно закончили бы играть. А вот заменить их вообще некому.

«Д.И»: Как известно, встречают по одежке. Обложка похожа на предыдущую, повторяется использование черного фона и она достаточно лаконична. Единственное различие между обложками “The Book of Souls” и “Senjutsu” заключается в теме, Эдди из индейца майя стал японским самураем с мечом. Красиво сделано. Кстати, название альбома взято из японского языка и означает что-то вроде стратегии, тактики или искусства войны.

Альбом открывается заглавным треком Senjutsu. Первый сюрприз, обычно на всех альбомах Iron Maiden вступительная песня играется в быстром темпе, а это среднетемповая композиция. Второй сюрприз. Обычно даже медленные песни Девы имеют ускорение ближе к концу, как мы привыкли. Здесь этого нет. В результате это одна из их самых интересных песен группы. Обратите внимание на партию ударных, ритм от каких-то этнических танцев, наверное, японских, судя по названию..

Stratego. Этот альбом продолжается в духе двух предыдущих, начинается достаточно сложной песней, за которой сразу же следует прямолинейная рокерская песня. Всегда приятно слышать этот традиционный скачущий басовый ритм.

The Writing on the Wall: Самая не мейденовская песня. Вступление напоминает мне о… Nazareth или Aerosmith. Поздним записям Maiden часто ставят в упрек их предполагаемую предсказуемость и отсутствие инноваций. Но вот реальный эксперимент и он удался. Это просто украшение альбома, и я прекрасно понимаю, почему они выбрали эту песню в качестве ведущего сингла.

В итоге после прослушивания первых трех песен, настолько разных, невозможно понять, в каком направлении будет альбом. А у нас впереди еще около часа музыки…

Владимир: Как говорится, группа еще раз повторять всем, что делает именно то, что хочет именно она, а не переменчивая музыкальная мода. Вот захотелось сделать ровную по темпу и скорости трек длительностью 8 минут 20 секунд – это запросто! Стоит отметить, Senjutsu прекрасно слушается именно из-за своей ровности! Stratego – это огромный привет поклонникам классического «мейден» безо всяких там излишеств. Просто звериная мощь гитар и вокала! Кто там говорил о возрасте?! The Writing on the Wall – это реально сюрприз для истинных ценителей всяких музыкальных выкрутасов «Железной Девы»!Действительно, кто-то там говорил об отсутствии экспериментов, вот вам получите!

«Д.И»: Lost in a Lost World – это, можно сказать, стереотипная песня Стива Харриса, распадающаяся на несколько частей: атмосферное вступление, потом тяжелая часть с куплетами, инструментальная часть. Ну, вы поняли. Что действительно остается неизменным в песнях Maiden, написанных Стивом Харрисом за последние двадцать с лишним лет, так это то, что они имеют стандартную структуру. С одной стороны, это стало фирменным знаком песен Стива. Но беда в том, что песни Стива становятся слишком предсказуемыми, не только в начале и в конце, но и в длинных гитарных рифах в середине песен…

Days of Future Past. Самая короткая вещь на альбоме, чуть более четырех минут. Интересное вступление. Сама песня напоминает о ранних 80-х, прямолинейная рок-композиция. У текущего Мейден это редкость. Если бы музыкантов заинтересовало мое мнение, я бы сказал, что на альбоме должно было быть больше песен такого рода.

The Time Machine начинается с красивого акустического вступления, после которого песня набирает обороты и превращается в приятный трек среднего темпа, который прекрасно завершает первую часть альбома. Но стандартность и предсказуемость присутствуют. Интересное наблюдение, в припевах Дикинсон поет в унисон с гитарой.

Владимир: Мне, честно говоря, не интересно, кто из группы какую песню написал, потому что главное – это музыка! Lost in a Lost World ,согласен, предсказуемость имеется, но трек очень хороший. То, что три гитариста в группе прекрасно знают, на что способны шесть струн, это ясно уже всем. Да уж стандартность присутствует! Но и ожидание какого-то поворота есть тоже. А вдруг?! Странно, что вы, мой уважаемый соавтор, ни разу не высказав свое негодование насчет припевов…

«Д.И»: Darkest Hour, открывающий второй диск, своеобразная power-баллада, без таких номеров ни один диск нового Мейден не обходился. Но пусть слово баллада не вводит в заблуждение, с девушкой под эту песню не потанцуешь, мрачновата она для такого применения, хотя темп в процессе трека не меняется. Но этот несложный номер дает слушателю отдохнуть в середине альбома.

После почти 50 минут музыки такой медленной композицией любой альбом сегодня может закончиться… но не у Iron Maiden. Во второй части нас ждет три эпика мистера Харриса продолжительностью более 34минут.Ну и снова интрига, в состоянии ли Стив удержать внимание слушателя своей музыкой в течение такого времени?

Владимир: Песня просто отличная. Красивейшие гитарные переборы,философско – мрачное настроение.Ощущение такое, что как будто бы сидишь на берегу моря (шум которого просто идеально открывает песню) и грустишь, вспоминая о том что жизнь-то проходит и тебе уже скоро 46 стукнет…Нет, эти воспоминания о возрасте и неумолимом о старении заразны…Да и к тому же, не один Харрис делает музыку группы..Вот не стану даже рассуждать о длительности треков, главное – это крутая музыка!

«Д.И»: Death of the Celts. Она очень мелодична, даже по стандартам Maiden. Инструментальная часть довольно длинная, но она завораживает фолковыми элементами. Я не знаю, как звучал кельтский фольклор, поэтому поверю музыкантам. Хоть тема песни и мрачная – смерть кельтов, в середине она звучит как веселый ирландский танец.

Владимир: «Железная Дева» всегда будет интересна своими музыкальными «специями», которые нисколько не только не портят блюдо, но и делают его невероятно вкусным, хоть и тягучим, как резина. А перемена темпа и настроения в разрез темы песни, в этом то и есть весь «мейден», как мне кажется.

«Д.И»: The Parchment. Сама по себе песня тяжелая и мрачная. Мне всегда нравились, как восточные мотивы обыгрывались в музыке группы. Вступление интересное, переходящее в тяжелую часть.

Клавишные на заднем плане создают особую атмосферу. Самая длинная композиция альбома, более 12 минут. Но слушается хорошо, все части содержат кучу интересных музыкальных идей. По стилю местами чем-то напоминает Deep Purple. Пожалуй, один из лучших эпиков Харриса и явно лучший на этом альбоме.

Владимир: Красивый, но очень длинный трек. Гитарные баталии в восточном стиле, слушаются просто шикарно, а вот Deep Purple я не услышал. Это просто крутой «мэйден», который просто, в очередной раз, разошелся не на шутку.

«Д.И»: Hell on Earth. Закрывашка полна множеством красивых мелодий. Незаметно, что проходит целых три с половиной минуты, прежде чем мы слышим вокал. Брюс великолепно поет, устойчивая ритмическую основа от Стива и Нико позволяет трем гитаристам блистать фантастическими риффами и соло, причем три разных человека исполняют три разных соло, которые очень хорошо сочетаются друг с другом. По настроению песня достаточно спокойная. Она заканчивается так же, как и начиналась, и становится примечательной тем, что является одной из немногих песен Maiden, которые заканчиваются затуханием. Если Senjutsu станет их последним альбомом, то эта песня станет их последней в хронологическом порядке и она, несомненно, достойна того, чтобы поставить точку в творчестве группы.

Владимир: Все сказано, добавить нечего…Завораживающая композиция, я заслушался и прекрасное завершение альбома! И давайте не будем о грустном. Надежда на новый альбом есть…Но ад на Земле пытается наступать…Iron Maiden – незаменима…

«Д.И»: Несмотря на продолжительность, мистер Харрис справился с задачей и выдал отличное трио закрывающих альбом песен, очень рекомендую найти время для внимательного их прослушивания. Хоть каждая из них без сюрпризов и имеет стандартную для песен Стива структуру, об этом писал выше, повторяться не буду. И, как всегда, у мистера Харриса столько идей, что просто не успевает их развить. Вот понравится какой-то момент в композиции, а вместо его развития мы получаем следующий. Вплоть до того, что под конец композиции забываешь, с чего она началась. Но это уже, скорее, «не баг, а фича»)

в целом:

У меня почти возник соблазн взять мои недавние комментарии на рецензию на Book of Souls, скопировать и вставить ее с измененными соответствующими названиями, потому что Senjutsu во многом на него похож. Но настроение после прослушивания несколько другое. Семнадцатый альбом Iron Maiden, возможно, самый медленный и спокойный за всю историю группы и на то я вижу причины.

Скажу честно, в год выхода альбома он был прослушан буквально пару раз и благополучно забыт. Одна из вещей, которую я заметил во всех альбомах Maiden, начиная с A Matter of Life and Death, заключается в том, что они доставляют мне неизмеримо больше удовольствия при повторном прослушивании. Они достаточно сложны и с первого раза они не очень заходили, но я давал им второй шанс (да, у меня это большая редкость – второй шанс). Я проделывал это с тремя альбомами, которые предшествовали этому, и первоначальное некоторое разочарование (за исключением нескольких песен) сменялось удовольствием от каждого альбома в целом, я фактически открыл их заново во второй раз. С Senjutsu у меня получилось так же. Все четыре альбома очень похожи в том, как написаны песни и как они представлены. Именно из-за этого сходства понимание их красоты занимает больше времени, чем у зажигательных классических альбомов 1980-х. И каждое прослушивание раскрывает новые детали. Посетовать можно только на нехватку времени для этого.

Владимир: В свое время, я не дал ни одному из альбомов второго шанса, сейчас был бы с вами на одной волне.Но в этом у меня есть и преимущество, я все альбомы слушал, как в первый раз.

«Д.И»:    Но есть и отличие от предшественников. Это возраст музыкантов. Iron Maiden – чуть ли  единственная группа того возраста, которая постарела красиво. Они не пытаются показать себя как 80-х. Музыка на этом альбоме демонстрирует зрелость и спокойствие, что приходит с возрастом. Альбому можно присудить титул “Самый медленный у Iron Maiden”. И вряд ли наличие в новом песенном материале чего-то в стиле The Trooper или Aces High бы уместно. Сейчас группа находится на совершенно другом уровне и при не останавливается на достигнутом и просто продолжает делать то, что хочет. Это другие люди, чем они были 40 лет назад. Они старше, и с тех пор они повидали много на своем веку. Просто примите этот факт. Как говорится, «у природы нет плохой погоды».

Что не совсем нравится. Склонность Maiden к длинным вступлениям может стать немного утомительной, делая песни длиннее, чем они на самом деле должны быть.

Тем не менее, здесь нет ни одного трека, в котором не было бы непревзойденной гитарной игры группы. Мелодии и музыкальные идеи по прежнему сильны и многочисленны. К счастью, здесь отошли от практики повторов припевов сверх разумных пределов.

Вечный вопрос, если сократить каждую из песен, итоге получился бы более сильный альбом, с меньшим количеством повторений и большим акцентом на песнях в целом? Предпочли бы мы 40-минутный альбом Iron Maiden 80-минутному?

У меня нет ответа на этот вопрос.

Владимир: То припевы, то вступления, к этому еще добавился и возраст музыкантов…Группа такая, какая есть, и этим хороша! Ее альбомы прекрасно отражают настроение основного сочинителя Стива Харриса. Ну не бывает идеальных альбомов!

«Д.И»: Еще отмечу, что мне снова не понравилась работа звукорежиссера Кевина Ширли. Во всех композициях вокал сильно убран на второй план. Правда, отлично прописаны ударные.

Что касается голоса Брюса, то он несколько постарел, и он уже не совсем та «airraidsiren», что была раньше. Как бы то ни было, вряд ли можно винить шестидесятилетнего за то, что он больше не звучит как двадцатилетний, особенно когда он четко осознает свои сильные и слабые стороны, не пытается сделать невозможного и сосредотачивается на своих нынешних сильных сторонах. По правде говоря, Брюс по-прежнему звучит великолепно и по-прежнему является одним из лучших металлических вокалистов в мире, мы просто слышим его более зрелую и, возможно, всесторонне развитую версию.

Уже отмечал новую особенность, некоторые припевы Брюс поет в унисон с гитарным соло, раньше такого не замечалось за группой, видимо, гитара восполняет нехватку высоких нот в голосе. Вот сейчас сижу и думаю, с какого альбома так началось? Эх, опять переслушивать…

Вообще, личность фронтмена Iron Maiden вызывает у меня неподдельное восхищение. Помимо обладания уникальным голосом и композиторскими способностями, у Брюса серьезные спортивные успехи в фехтовании, он имеет лицензию пилота больших пассажирских самолетов, он успешный бизнесмен. Другим на это надо четыре очень успешных жизни, а он в одной все успевает. При том, что происходит из простой семьи продавщицы и автомеханика.

В голове лидера коллектива Харриса по прежнему полно музыкальных идей и он их щедро разбрасывает по альбому. 44 минуты музыки (4 песни) написано им единолично, еще более 20 минут (три песни) – в соавторстве. 64 минуты из 82-х, почти 80 процентов от всего материала. Как всегда, Стив верен своему узнаваемому стилю написания песен.

Отдельным героем альбома отмечу ударника Нико МакБрейна, которому на момент записи было около 70-ти.Но разве это заметно?И сейчас в свои уже 72 очень хорош.

Владимир: Ну не сидится ни Харрису, ни Диккинсону на месте и ровно! А колотить по барабанам Нику вообще удовольствие! И то, что группа до сих пор гастролирует, собирает стадионы играя не только классические хиты, но и новый материал перед огромными толпами поклонников, это уже о чем-то говорит!Несмотря на всю критику от музыкальной общественности, «мейден» делает свое дело для собственного удовольствия и находят огромный отклик у слушателей!

«Д.И»: Альбом длинный, хоть и несколько короче предшественника, 82 минуты против 93-х. При этом альбом составляет целостное впечатление и «заходит» легче, чем предыдущие три. Он кажется короче, чем A Matter of Life and Death и The Final Frontier, что на самом деле не так и это очень интересное ощущение.

Следует ли теперь называть их стиль progressive – metal? Не думаю. Во первых, я вообще не сторонник раскладывания всего по полочкам. Но если уж на то пошло, такие пластинки, как Senjutsu (и три диска перед ним), уже являются собственным уникальным и неповторимым стилем Maiden в области метала.

Считаю, этот альбом достоин войти в историю наравне с лучшими альбомами Iron Maiden. Если это последний релиз группы, это будет прекрасный финал в их карьере. Но я очень надеюсь, что это не так и у нас впереди еще много прекрасной музыки, а наш марафон в недалеком будущем получит продолжение..

Владимир: Будем искренне надеется и верить что maiden не бросит нас просто так…Главное, что музыку на всех альбомах легендарного коллектива я бы охарактеризовал бы не не прог-метал, а «мейден»-металл. Лично для меня, именно этот стиль заставляет слушать и слушать их альбомы снова и снова. Да и открывать в них что-то новое для себя…

«Д.И»: Частый вопрос здесь. В коллекцию? Я уже лет шесть как не покупаю музыку на физических носителях, да и мой любимый японский сайт по торговле дисками больше не высылает в нашу страну… Но тут после переслушивания сделал исключение, купил японское издание за очень недешево. Как видите, проголосовал рублем, а не местом на жестком диске…

Владимир: Отличный марафон получился, честное слово! Были сомнения, что все наши совместные труды не найдут должного отклика, но все же упертость Настоятеля и любовь группе соавтора, сделали огромное дело, которое оказалось нужным кому–то!

Кто следующий? Масса вариантов, вариаций по составу марафона еще больше, но пока это тайна, покрытая мраком…

Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana

Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/

Подкасты:

“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792

Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

На этом сегодня все!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Ваш “Д.И.” и Владимир.

Добавить комментарий