Вы сейчас просматриваете Д.И. представляет: Изгибы формы – Rainbow – Bent Out of Shape (1983)

Продолжаем с Настоятелем обзоры классических альбомов. Думаю, со мной никто не поспорит, что без Rainbow, такой список представить невозможно. Только вот какой из семи (да, именно семи, из первого периода существования группы) выбрать? Долго думал, в итоге выбрал вызывающий самые противоречивые оценки, от самого лучшего до полного непринятия.

Настоятель: сколько я с вами знаком, то по – другому вы не умеете))) Что мне импонирует несказанно…Всегда балансировать на грани – это меломанская привычка!

Попробуем разобраться. А чтобы это сделать, без небольшого экскурса в историю не обойтись. Великие Deep Purple прекратили свое существование в 1976 году. В начале 80 – х существовало три значимых «осколка». Это Rainbow, в котором были Ritchie Blackmore и Roger Glover, а также будущий перпловец, Joe Lynn Turner. Whitesnake, где трудились David Coverdale, Ian Paice и Jon Lord. И группа Gillan, просто и незатейливо названная в честь себя любимого. Все коллективы регулярно выпускали интересный материал, но на самом дорогом для сердца каждого музыканта – банковском счете это было не так заметно. Поэтому возрождение Deep Purple, в том или ином составе, было вопросом времени. Но в 1983 году ожидаемого реюниона не произошло. Whitesnake работал над новым альбомом, Гиллан вообще ушел к конкурентам по тяжелому цеху – Black Sabbath и Rainbow не оставалось ничего другого, как работать над новым релизом.

Настоятель: распад одной группы повлек за собой, как минимум, появление другой легендарной группы. Бегают музыканты как муравьи, не уследишь…Появление на хард – рок – сцене и новых имен, которые, впоследствии станут легендами – это вообще великолепно!

К тому времени, когда Rainbow приступила к записи “Bent Out of Shape”, планы реформирования Deep Purple уже продвигались быстрыми темпами, и скорее всего, мысли Блэкмора были уже где – то в другом месте. Это означало некоторую эклетичность альбома, что на нем соседствовал старый добрый «фиолетовый» стиль Блэкмора с уже привычным по предыдущим работам, AOR.

Поэтому разбор песен буду делать не по порядку, а по их стилистике. Порядковые номера песен ставлю перед названием.

Первая группа. Я нигде не нашел тому подтверждения, это только мои догадки, но мое ощущение, что Ритчи пустил в дело свои наработки для пока не состоявшегося на тот момент реюниона Deep Purple. Прекрасный хард – роковый материал в духе Deep Purple эпохи Иэна Гиллана. Тернер показывает, насколько хорош он может быть и в этом, даже некоторые крики в стиле Гиллана присутствуют.

Настоятель: после прослушивания этого альбома, я вряд ли бы стал говорить о духе Deep Purple. Звучание похоже, несомненно, но все же в клавишных партиях не хватало таланта Лорда.

1.Stranded – отличная открывашка, задающая настроение всему альбому. 4. Fire Dance с восточными нотками, легко представить в ДП, чем – то мне напоминает Gypsy’s Kiss из ДП 84 года и по вокальным, и по клавишным партиям. 8. Drinking with the Devil и 10. Make Your Move – прямолинейные «рокеры», самые тяжелые вещи на альбоме. Последние две песни были перенесены в конец альбома и, вероятно, не случайно, поскольку по своей сути они заметно отличаются от остальных, коммерческих треков альбома. Как некоторый недостаток, можно этим двум номерам упомянуть отсутствие ярких мелодий, но в таком стиле это не является совсем уж критичным, здесь важнее энергия и драйв, а это присутствует в полной мере.

Настоятель: честно говоря, насчет прямолинейных «рокеров» категорически не согласен. Мне показалось, что они не сильно отличаются по присутствию коммерциализации, по сравнению с остальными. Fire Dance, действительно, могла быть на альбомах «пурпурных». Stranded не впечатлила от слова совсем, но и впечатлять она и не должна была. Трек просто открывающий альбом, только и всего.

Вторая группа. AOR – песни радиоформата, где группа выступает на территории Foreigner или Survivor, или другого «волосатого» метала 80 – х, но, благодаря отличному написанию песен и гитаре Блэкмора, ставшие несомненной классикой.

2. Can’t Let You Go, несмотря на «пурпурное» вступление на церковном органе типичный рок радиоформата.

Настоятель: кстати, трек, по статистике, является одним из самых прослушиваемых у группы. Насчет классики, я бы поспорил, просто хорошие песни, на своего любителя.

3. Fool for the Night – практически танцевальный номер.

6. Desperate Heart, несомненно, коммерческая, хотя в середине песни Блэкмор вставляет отличное роковое соло. Отмечу и интересное краткое акустическое вступление. 7. Street of Dreams – несомненный хит с альбома. Блэкмор вообще считает ее лучшей песней коллектива. Песня очень мелодичная, клавишные играют в этом треке важную музыкальную роль.

Настоятель: тут, к сожалению, могу сказать, что песни такого формата, в настоящее время, почему – то проходят мимо. Не могу ничего почерпнуть в них для себя вдохновляющего.

Ну и третья группа, что в альбом вошли две хорошие инструментальные пьесы, и 5 «Anybody There» и «Snowman»

Anybody …прекрасна, возможно, единственный ее недостаток – короткая продолжительность, ее, конечно, можно было бы обработать и для более длинного времени воспроизведения. Еще важный момент, со сменой форматов звукозаписи теряются некоторые нюансы. Релиз вышел в эпоху винила, как вы все знаете, пластинка состояла из двух сторон. Обычно старались не только альбом целиком, но и каждую его сторону сделать законченным произведением. Эта инструменталка была отличным завершением стороны А пластинки.

А Snowman вообще был сюрпризом, это не роковая, а, скорее, амбиентная композиция, я легко представил бы ее у Jean Michel Jarre или Pink Floyd. Главную роль здесь играют клавишные, гитары совсем немного. Раньше мы ее переводили как «Снежный человек». Так и представлялись Гималаи с бредущим йети. Позже я узнал, что это, скорее «Снеговик». Уже не так романтично… Но первые ощущения самые сильные)) На мой взгляд, было бы логично ей завершить вторую сторону пластинки, но не мне судить.

Настоятель: Anybody There в полной мере показала весь гитарный гений Ричи. Насчет продолжительности, все нормально. Зачем затягивать трек повторами каких – либо частей?

Snowman – ввергла меня в довольно шоковое состояние. Во – первых, само появление такого трека на альбоме рок – команды. Во – вторых, стилистическое исполнение. Действительно, «Д.И.» прав, это прямо классический Jean Michel Jarre. Мне трек понравился. По мнению одного из читателей, я пищу просто от электроники… Если посмотреть по проценту прослушивания, то электроника всегда будет стоять именно на втором месте, после гитарной музыки! Мне просто нравится такая музыка, которая позволяет рисовать разные картины при прослушивании!

Что в итоге?

Rainbow – это чистый проект Ритчи Блэкмора, где тот всегда делал, что хотел и мало считался с другими музыкантами, отсюда и постоянные изменения состава.

Это Блэкмор, которому после нескольких альбомов все станет скучно и он захочет перемен. Видно, что здесь ему надоело излишне AOR – звучание и лишь примерно половина треков соответствуют формату предыдущих альбомов.

Настоятель: А кто – то ожидал чего – то другого от Rainbow? Куда захочет пойти Блэкмор, туда и пойдет группа…

Вообще наименование альбома – фразеологический оборот, означающий типа «разбушеваться, выйти из себя». Но название и обложка альбома иллюстрируют скорее буквальный перевод, намек на то, что слушатель найдет внутри. Группа, чей облик полностью изменился с момента ее основания. Любому, кто помнит только эпоху Ронни Джеймса Дио в “Rainbow” и слушает альбом, будет трудно заметить, что это та же самая группа. То, что не вернулся Ritchie Blackmore&Co к стилю эпохи Дио, тоже хорошо для меня. При всем уважении к Дио, меня всегда напрягало его увлечение фэнтези, все эти тексты про королей, звездочетов и т.д. Здесь слова песен пусть и не содержат никаких откровений, но посвящены обычным жизненным ситуациям, что для меня ближе. Ритчи на момент записи было уже под 40 и ему, видимо, сказки тоже бесповоротно надоели.

Отмечу и такой момент, хоть Ритчи и однозначно руководитель с диктаторскими замашками, он не выводит свой инструмент на первый план, что делают многие его последователи. Линия клавишных на альбоме абсолютно равноправна с гитарной, хотя за клавишными абсолютно никому не известный тогда 22-х летний Дэвид Розенталь.

Настоятель: Тут уж на вкус и цвет…Не стану спорить…Насчет диктаторства Ритчи, то оно все равно присутствует и чувствуется, что направление движения задается одним человеком.

Особенно выделяется на этом альбоме Joe Lynn Turner, чьё пение здесь — лучшее из трёх альбомов Rainbow, в которых он участвовал. Тембр голоса стал богаче, громкие места звучат очень выразительно. Одинаково хорошо звучит и лирический материал, и жесткие хард – роковые номера.

Альбом прекрасно спродюсирован Роджером Гловером, еще отвечающим за партии бас – гитары.

Настоятель: Качество продюсирования, учитывая время записи, просто отменное. Классический звук для классического альбома! Все инструменты прекрасно слышны в композициях, что является преимуществом даже перед современными альбомами.

Некоторые упрекают альбом в излишней коммерциализации, начатую с альбома «Down to Earth» и продолжающейся от альбома к альбому. Но давайте смотреть правде в глаза. Вся дошедшая до нас музыка есть коммерческая, иначе про нее просто мы не знали бы. Ранние альбомы «Радуги» точно такой же коммерческий продукт.

Упреки, что музыка и тексты отдельных песен заточены «под девочек» нахожу вообще странными. Во – первых, а почему бы и нет, это точно такие же люди, почему бы и не пойти навстречу им? Второе, открою страшную тайну для читательниц канала, серьезные суровые мужики тоже могут погрустить под минорные композиции, правда, некоторые в этом не признаются)

Настоятель: А некоторые мужики, которые слушают брутальный «тяжеляк» и всем и вся утверждают, что все остальное – это сладкие песенки, просто, наверное, просто лишены какой – либо сентиментальности…Когда минорная песня вызывает какие –то чувства, то значит моя душа еще не зачерствела…Уппссс, попался))) Но стесняться нечего!

Это последний альбом классического Rainbow, после выхода альбома Ричи Блэкмор распустит группу в пользу превосходного и успешного воссоединения состава MKII «Deep Purple», который выпустит свой воссоединяющий альбом уже в 1984 году. Сейчас, конечно, оглядываясь назад, очень видно, “Bent Out of Shape” очень напоминает альбом Deep Purple “Slaves and Masters” 1990 года гораздо больше, чем другие альбомы Rainbow эры JLT у микрофона.

Настоятель: а вот тут Ритчи стоит похвалить за его чутье, он сразу почувствовал, что группа зашла в тупик и каким образом она бы из него выбралась, непонятно.

Штамповала бы альбомы, которые у слушателей (не всех, но многих) вызывали бы чувство «все уже сыграно и ничего нового».

В середине 1990 – х и 2010 – х Ритчи Блэкмор снова будет использовать название «Rainbow», но уже в совершенно другом составе. Но это совсем другая история.

Оценки ставить не буду, не вижу смысла. Нестареющая классика, этим все сказано.

Настоятель: я воздержусь от оценки, но все же альбом, как альбом. Отлично сделан, но чтобы «цеплять» меня маловато будет…Но это все вызвано исключительно сегодняшним настроением и положением дел в моей меломанской душе)))

Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana
Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Канал на “Яндекс Дзен” – https://dzen.ru/obitelmelomana

Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/

Подкасты:

“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792

Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

На этом сегодня все!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Ваш Владимир.

Добавить комментарий