Вы сейчас просматриваете Анахорет: “Progressive: камень преткновения или лекарство от деменции.”

«Читайте умные книги… Смотрите правильные фильмы… Слушайте хорошую музыку»
Т.В. Черниговская (Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ)

Прежде чем одни из вас, увидев заголовок, напишут жалобу настоятелю по поводу занятого места, где мог бы быть обнародован очередной свежайший, сочный и ещё дымящийся релиз, а другие, повернувшись к лесу передом, а ко мне задом, вбросят на вентилятор в мою сторону свои множественные «фи» за выбор темы, я превентивно представлю своё «алиби» одним и извинения другим. Извинения, надеюсь, приняты, а «алиби» состоит в том, что если бы сегодня не появилась в Обители эта статья, то не было бы вообще никакой статьи. Мы договорились с настоятелем, что он займет моими «записками сумасшедшего» свободный день.

Сегодня на повестке для любимый всеми прогрессив!)Ну, ладно, не всеми. А некоторыми, возможно, даже ненавидимый. И признаться, я вполне понимаю чувства таковых, хоть и не разделяю.

Сегодняшний мой посыл не к тем, кто навсегда отрезал для себя этот стиль музыки, предав анафеме его последователей и мечтающих лично возглавить для них церемонию аутодафе. ) Я к тем, кто при одном упоминании о проге, проходит мимо, считая, что это что-то – из области китайской грамматики. Увидев в описании к альбому «прогрессив», они молча закрывают перед ним свою дверь, как перед внезапно появившимися на пороге «свидетелями Иеговы».

А ведь было время, когда я тоже был в рядах противников прога, но после некоторых поПЫТОК впихнуть, казалось, невпихуемое, и поставленной себе цели – разобраться, наконец, что же это за шиза такая, от которой мои друзья тащатся, как наркоманы со стажем от запрещенных Роснаркоконтролем веществ. Понадобилось немало времени, чтобы понемногу пришло понимание действия и силы этого механизма на сознание хомо – сапиенсов.

Первое знакомство с прогом было с взятым напрокат альбомом Dream Theater «Images And Words». Продавец посоветовал расширить границы восприятия музыки и не зацикливаться на харде, которая на то время была основным стилистическим приоритетом. Попытка проникнуться не принесла особого успеха – понравилась только знаменитая баллада Another Day.

Но я отметил отличный саунд, красивый вокал и качество записи альбома, пообещав себе когда-нибудь вернуться к этой теме.
Потом были еще несколько мимолётных попыток послушать прогрессив, но ни до ума, ни до сердца такая музыка не доходила. Одна из настоятельно рекомендуемых мне другом  групп – ARK, впоследствии ставшая одной из любимых, тоже поначалу не произвела должного эффекта.

Прорывным в этом деле стал альбом группы Arena «Immortal?» 2000г. Не иначе звёзды как-то причудливо расположились на небе, что альбом с первого раза понравился настолько, что неделю  не вылезал из дисковода. Казалось ничего более величественного, красивого и одновременно трагического я никогда не слышал.

Вот тогда я начал более пристально изучать тему и понял, что прогрессив бывает разным по своей стилистике, сложности и прочими нюансами. Признаюсь, что по прошествии белее четверти века своего внедрения в ряды прогофилов, я до сих пор предпочитаю более доступные формы прога, а не те, которые расчёсывают извилины граблями.

Нео – прог, кроссовер, симфоник – прог, джаз – рок, кентербери, краут, спейс – психоделик, немного эклектики  – это мой обычный набор для повседневной прослушки. Но и попыток вникнуть в более сложные структуры тоже не оставляю. Одна из причин – любознательность. Интересно услышать и понять, что вложил композитор в эту головоломку, особенно если предварительно прочтёшь чей-нибудь восхитительный отзыв. О другой причине, хоть и косвенной, ниже.

Из – за представленных выше произведений, у далёких от сабжа меломанов может сложиться обманчивое впечатление, что прог – это нечто философское и спокойно – медитативное. Но прогрессив как явление присутствует, наверное, во всех стилях музыки – начиная от классики до каких-то экстремальных видов человеческого самовыражения. Как пример группа Manila Road, сочетающая в себе довольно разнообразный замес стилей.

Я же привожу в пример те группы, которые оказали влияние на моё неокрепшее сознание в годы становления и влияют до сих пор. И многие из них были отнюдь не из меланхоликов.

Я известный в «Обители Меломана» «проповедник» мелодика и вдруг среди моих предпочтений «замороченный», ломаный, занудный и т.д. прогрессив! А вот представьте, что и такая музыка бывает вполне мелодичной и гармоничной. И вышеприведенные треки вполне это доказывают. У многих групп граница, отделяющая традиционный прямолинейный стиль от прогрессива, весьма размытая. И если моё повествование всё же даст дружеский поджопник к возникновению интереса к прогрессиву, то цель моя уже будет достигнута.

Итак, мои выводы на собственном опыте касательно неприятия прогрессива как такового. Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф к данной статье. Говоря о «хорошей музыке» профессор(ша) имела в виду, прежде всего, классическую музыку. Но мы – то с вами знаем больше профессорши и понимаем, и признаём рок-музыку законной наследницей музыки классической. И в первую очередь это именно прогрессив – рок, уходящий корнями в 60 – е и 70 – е с группами нео – прога «им же несть числа». Говоря о работе мозга, Т.Черниговская настоятельно рекомендует тренировать мозг умными книгами, фильмами и музыкой. Умная и хорошая музыка в данном случае – сложная музыка, прогрессивная. Особенно нам, людям пересёкшим черту среднего возраста, надо об этом задуматься. Это не значит, что более простая и ритмичная музыка – плохая, но она для других целей: отдыха или, напротив, для повышения настроя и энергии. Это скорее музыка для чувств. А сложная, прогрессивная музыка – для ума. Это если кратко, и так уже растёкся байтами по пикселям. Тема очень обширная и интересная. Кому интересно, в инете и на том же Тюбике масса материала.

В заключение темы, чтобы добить тех, кто всё – таки дополз до конца статьи, небольшой бонус.)
Те примеры групп и песен, которые я привёл выше, не отличаются особой замудрённостью – это скорее лайтовые версии прог-рока. Они вполне доступные и мелодичные для восприятия. У многих есть в коллекции группы, не считающиеся прогрессивными, но имеющие в репертуаре песни, которые при желании вполне можно по разным критериям отнести к прогрессиву. Однако никто их не пугается и, даже противники прога из числа фанов групп, исполняющих эти песни, с удовольствием их слушают, не задумываясь об этом. И некоторые хорошо известные примеры таких песен я хотел бы привести ниже. Слушайте, сравнивайте, вникайте, развивайтесь и совмещайте приятное с полезным, тренируя мозг. И не бойтесь мнимых сложностей. Всем добра и да минует нас всех деменций, паркинсон и склероз!))

Если кому интересно находится в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях!

Канал на “Яндекс Дзен” – https://dzen.ru/obitelmelomana

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana
Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Есть стрим – сообщество – https://vkplay.live/melomantv

Есть подкасты –https://music.yandex.ru/album/22846792
https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

У этой записи 3 комментариев

  1. Спасибо за статью, но музыку не услышал, я не подписан ,и не собираюсь, на Яндекс музыка. Согласен, что это только мои проблемы, но почему бы тогда не выложить тоже самое на Дзене с музыкой доступной для всех?

  2. Ну классика – “мы любим прог, мы на высшей ступени эволюции, мы умнее, у нас живее ум, а все остальные – не доросли, им ещё развиваться”)
    Для меня с младых лет, музыка, она для эмоций. Прог их не вызывает (исключение Dream Theatre затесавшиеся в мою коллекцию).
    А так, особенно к названию статьи – по-моему мнению всё наоборот, это путь к тому, что мозг сдался, и ищет не эмоций, он постарел, и хочет чего-то такого, чтобы заставляло его работать. А значит – пока ты не стал считать это интересным – твой мозг жив и молод, и ему нужны эмоции. Личное мнение, никого не стремлюсь этим обидеть.

Добавить комментарий