Вы сейчас просматриваете “Мейден – марафон”: Iron Maiden – The Book of Souls(2015)

Меломанский привет!

Сегодня у нас очередной этап марафона. Если, в качестве пролога, что – то сказать, то мой уважаемый собеседник оказался буквально очарован альбомом! Но об этом позже…

Владимир: Выпуск этого альбома установил новый рекорд группы по продолжительности напомним, что предыдущий, The Final Frontier, длился 76 минут 35 секунд.

Прочтение музыкальной «книги душ» у меломанского читателя займет 92 минуты 11 секунд.

Д.И.: Прежде всего, знаток творчества коллектива, возможно, спросит: «А где обзор на Final Frontier 2010 года? Забыли?» Нет, не забыли. Так вышло , что марафон начался с обзора именно этого альбома. Точнее , не знали тогда, во что этот обзор выльется)

Ссылка на обзор

https://dzen.ru/a/ZYlOTS61wRuWhBka

Владимир: А вот будет ли своеобразное чтение, интересным? Вопрос открыт…

Если обращаться к некоторым фактам, то альбом переписал некоторые музыкальные рекорды группы:

– выпущены две песни, полностью авторства Брюса Дикинсона, чего не было со времен Powerslave

– песни для альбома сочинялись практически всей группой, но кроме главной ударной силы главной группы heavy metal. Какого – то лидерства в написании глав книги нет.

Д.И.: Альбом вообще ожидался с беспокойством. Первой причиной которого была информация по поводу недавнего диагноза рака горла у Брюса Дикинсона и его лечения. Насколько успешно лечение, нет ли угрозы для жизни? Могло ли это существенно повлиять на его вокальные данные и его работоспособность? Другой важной проблемой, связанной с Book Of Souls, была длина, продолжительность записи составила более 90 минут, при этом три трека превысили 10-минутную отметку, а один из них стал рекордсменом по продолжительности песни Iron Maiden в истории. Главный вопрос в связи с этим заключался в том, было ли у группы достаточно качественного материала на такой объем?

Владимир: Что же скрывается за довольно простой обложкой? Начинаем слушать…

Загадочный пролог первой главы, If Eternity Should Fail, заставил меня насторожиться. Почему-то хотелось услышать, как обычно, взрывное и резкое начало альбома, который настроил бы на нужный лад.

Д.И.: Ну, предыдущий Final Frontier еще этим отличился.

Владимир: Но, вспомнив, что передо мной первый в истории двойной альбом группы, то нужно не особо надеяться на соблюдение созданных когда-то музыкантами «maiden – канонов». Загадочная история, с космическо-философской атмосферой и задумчивой мелодией, которая несколько раз взрывается яростными гитарами и ударными не оставил меня равнодушным!

Д.И.: У этой песни интересная история. Она была написана Брюсом для его сольного альбома, но позже он решил отдать ее группе. Но в этом году Брюс ее решил уже использовать для собственного альбома The Mandrake Project . Можете сравнить две версии, они заметно отличаются.

Этот альбом начинается немного иначе, чем обычно. Вступление к If Eternity Should Fail напоминает вступление к первой песне в The Final Frontier. На остальных альбомах Maiden сразу переходят к делу. Они начинаются взрывами гитар и барабанов. Вместо этого If Eternity Should Fail открывается атмосферными клавишными. Дикинсон что-то поет около минуты, прежде чем вступают остальные участники группы и мы слышим уже привычную Деву. Песня достаточно мрачная, но быстрые инструментальные фрагменты во второй половине не дают мрачному настроению доминировать. Отличный баланс нашла группа, все же они не Black Sabbath, и мрачность не их конек. Из недостатков отмечу, что заключительный минутный речитатив «Меня зовут Некрополис» все же лишний.

Владимир: Но все же неожиданный поворот случился в Speed Of Light. Трек не чем примечателен, кроме классических приемов «мейден» и простоты. Но почему-то когда Брюс покоряет вокальные вершины, то мне это резало уши. Поэтому, скорее всего, у меня не слишком хорошее впечатление от трека.

Д.И.: Атмосфера очень олдскульная, напоминает альбомы первой половины 80-х. Очень запоминающиеся гитарные партии. А вот вокальные им уступают по мелодичности. Но мне всегда нравятся короткие энергичные номера, они дают отдохнуть перед погружением в пучины прога. Не соглашусь тут с соавтором, трек прекрасен.

Следом The Great Unknown, типичный продукт позднего Мейден. Мрачное вступление, сначала гитарное, потом вокальное. Вступают ударные и песня переходит в основную металлическую часть. Впрочем, зачем я это в очередной раз рассказываю?) Но отличные вокальные и инструментальные партии, которых, как всегда, множество, не дают заскучать.

Владимир: Когда заиграла в Red And Black, то часто повторяющийся гитарный переход, припев с фирменным «Oh – Oh – Oh» и так далее, то хотелось добавить «крещением огнем». Некоторая часть мелодии упорно напоминала мне какую – то песню из прошлого (ну хоть убей не смог я вспомнить какую). Красивая композиция. Найденные мелодические шероховатости не давали покоя и мешали слушать! Может, кто – то вспомнить что за мелодия частично звучит, буду благодарен!

Д.И.: Очень длинная композиция – тринадцать с половиной минут. Схема стандартная. Вступление, переход к основной части… Но какие потрясающие риффы. Небольшой инструментальный перерыв между первыми двумя куплетами. Классическое О-О-О. Первые несколько минут продолжаются в том же духе. Вторая половина песни фактически инструментальная часть и она великолепна. Песня закольцовывается окончанием, которое аналогично вступлению. Такое ощущение, это прямо энциклопедия всего, что когда-либо делала группа. Видимо, потому у соавтора и возникло ощущение, что все это он уже слышал… Из недостатков, все же длинновато, на мой взгляд. Что необычно, единственная песня, написанная единолично лидером группы Стивом Харрисом, что сразу заметно, лучше Харриса мелодиста в группе нет.

Владимир: Простенький отдых от немного странновато-негативных эмоций удается организовать под простоватую When the River Runs Deep. Вот здесь высокие ноты легендарного вокалиста просто, как говорится, «в жилу».

Д.И.: When the River Runs Deep. Еще один трек, в котором прослеживается более ранний стиль группы. Почти без вступлений, сразу к делу. И песня достаточно проста, построена фактически на одной музыкальной идее. Вот и результат – хронометраж «всего» 6 минут.

Соавтор не упомянул заглавную The Book of Souls, закрывающую первый диск. Длится без малого 11 минут. Хоть она и сделана по привычной формуле, есть и неожиданные моменты. Это оркестровое сопровождение, оно не слишком заметное, но, несмотря на это, вносит большой вклад в песню. Потрясающая инструментальная часть, содержит множество фантастических риффов и великолепную работу всех музыкантов. Инструментальная работа здесь – одна из лучших на всем альбоме. Песня посвящена цивилизации Майя, потому в музыке некоторые экзотические мотивы, типа как в Nomad или Powerslave.

Владимир: Если начистоту, то первый том дался очень напряженно… Здесь свою роль сыграл постоянный поиск в памяти, что кусок мелодии знакомый я слышу в Red And Black. Раньше легче давалось, да еще и повторы и совпадение.

Даже сделал перерыв после прослушивания этой части «мейден» – эпоса…

Собравшись с силами, начал прослушивание второй части альбома. Хорошо что следующая часть началась бодрящего Death or Glory, который слегка встряхнуть меня от состояния некой загруженности.

Д.И.: Чистый хэви метал (наконец), это очень хороший способ открыть второй диск альбома, дать передышку от прогового материала. Отличные риффы и классное пение. Забавный припев, где Брюс сам себе бэк-вокал. Эта песню можно назвать Aces High II (и Tailgunner II) из-за тематики, снова о военных летчиках. По стилю во многом напоминает мне их песни 80-х. Я бы за то, чтобы подобных песен на альбоме было бы побольше, но у меня Мейденовцы забыли спросить))

Владимир: Ну вот опять… Shadows Оf Тhe Valley, вступительный рифф до скрежета в зубах напоминает Wasted Years (обожаю этот вступительный гитарный проигрыш). Все же эта похожесть нисколько не испортила впечатление от семиминутного трека.

Д.И.: Схожесть начала с Wasted Years есть. На самом деле, в этой песне много отсылок и к другим песням Maiden, мне постоянно все кажется знакомым. Вокальные и гитарные мелодии хороши. По звучанию ближе к классическому Мейден, чем к new Мейден .

Владимир: Как ни крути, песни вроде Tears of a Clown, ближе к сердцу и душе. Отличная песня, наполненная трагичностью.

Д.И.: Самая «немейденовская» по звучанию. Мне легко представить ее у Deep Purple. Хорошая смена темпа на альбоме, полном длинных сложных композиций. Сама песня посвящена памяти прекрасного актера Робина Уильямса. Еще одна песня, в которой отдельных частей немного, но они сочетаются друг с другом, образуя красивую композицию. Мелодии все отличные.

Немного порассуждаю про содержание. Почему-то большинство рассказов об артистах – известных и не очень, превращаются в печальную повесть. Описали, как будто вся жизнь у него трагедией была. А всё наоборот, это был суперуспешный и очень востребованный актер. Никаких объективных причин для добровольного ухода из жизни у него не было. Просто человек вовремя не получил необходимую психологическую (или психиатрическую) помощь. Актер, если разобраться, точно такая же работа, как и любая другая, бывает всякое. Никто же не поет про несчастного сантехника, которому надоело чинить унитазы. Но, тут, видимо, корпоративная солидарность (это подтверждается использованием неопределенного артикля. Называйся она Tears of the Clown, она бы рассказывала о слезах именно этого клоуна. Артикль “А” обобщает на всех творцов ситуацию). И Мейденовцы обратно меня не спросили, как им лучше написать эту песню…)

Следом The Man of Sorrows, еще одна песня с грустным настроением, даже кажется второй частью предыдущей песни, по стилю полубаллада. Мне даже кажется, что одна строка в начальной части почти в точности повторяет припев из “Слез клоуна”. По структуре – стандартный new Maiden (какой я термин придумал)), но депрессивность приводит к тому, что основная часть напоминает Black Sabbath. Даже гитары звучат местами по саббатовски.

Владимир: Мне показалось или действительно вторая часть альбома очень простовата, если сравнивать ее с первой?

А не тут-то было…

Венчает весь альбом, а не только эту часть, композиции, начинающаяся отличным фортепиано – симфоническим интро. Во время прослушивания Empire of the Clouds все равно не чувствовал никакого напряжения от того ,что композиция длится более восемнадцати минут!

Постоянные переходы от звукового урагана к полнейшему штилю…

Д.И.: Перед разбором этой композиции стоит рассказать, о чем она. История о малоизвестной у нас катастрофе британского дирижабля R101, который потерпел крушение во Франции 5 октября 1930 года во время своего первого рейса из-за погодных условий (интересная игра слов, первый рейс по английски-maiden voyage. Случайность? Не думаю), причем это был не какой-то испытательный полет, а коммерческий рейс с высокопоставленными лицами Лондон – Карачи (сейчас Пакистан, тогда Британская Империя). В результате чего погибли 48 из 54 человек, находившихся на борту, а Британия полностью навсегда закрыла все программы строительства воздушных судов легче воздуха, а уже имеющиеся были сняты с эксплуатации и разобраны. Что интересно, этот полет был абсолютно рутинным, он не считался чем-то экстремальным или рискованным, «брат-близнец» этого дирижабля r100 к тому времени уже в течение года успешно совершал трансатлантические пассажирские рейсы.

Тема близка Дикинсону, поскольку он является не только пилотом самолетов, но и поклонником дирижаблей, он даже инвестировал в компании, работающие над возобновлением использования дирижаблей в качестве жизнеспособной альтернативы коммерческим перевозкам людей и грузов.

Один из самых интересных треков в их каталоге, он абсолютно не похож ни на одну из их других работ. Главное, что отличает Empire of the Clouds от остальных работ Iron Maiden, так это не длина 18 минут ( подумаешь, несколько минут добавили к рекорду)), а фортепиано и оркестр. На фортепиано играет Дикинсон, трек также написан им единолично, мелодии просто потрясающие. Фактически это не песня в привычном виде, а полноценная симфония или опера. Если так отнестись к композиции, то хронометраж уже не страшен, есть и подлиннее произведения такого типа.

Группа в своих песнях уже рассказывала истории, получалось по разному, но здесь, несомненно самый лучший рассказ. Текст песни прост, это просто зарифмованная история полета гигантского дирижабля, такого огромного, что в нем мог бы поместиться “Титаник”(это цитата из песни). На протяжении всего повествования музыка прекрасно сопровождает эту историю от взлета до шторма и падения.

Итак, песня начинается с инструментальной партии на фортепиано, в сопровождении баса Стива и оркестровых аранжировок. Отличный момент, когда вокал звучит в сочетании с игрой на ударных. Потом появляются гитары, отличные партии. Партия ударных, потом снова гитары нагнетают напряжение. Начало полета дирижабля идеально воспроизводится триумфальным гитарным сопровождением, а когда шторм обрушивается на дирижабль, гитары и пианино выдают кружево из быстрых аккордов. Как только начинаются куплеты в этой части, эмоциональность произведения достигает своего пика. Следующая минута после этого замедляется и снова начинается с фортепиано, а несколько гитарных аккордов обозначают крушение дирижабля. Четвертая и заключительная часть, пожалуй, самая эмоциональная, поскольку инструментовка сводится в основном к игре Брюса на фортепиано под аккомпанемент оркестра. Слушая минорное окончание, все же ловлю себя на вопросе, о чем больше скорбит Брюс, о погибших представителях английской элиты (путешествия на дирижаблях могли позволить себе только очень богатые люди, билет стоил годовую среднюю зарплату тогдашнего рабочего или служащего) или о конце эпохи создания дирижаблей. Учитывая, что Брюс из простой семьи, ответ напрашивается сам по себе…

Но музыка еще уделяет место и второстепенным деталям. Вот интересный момент, который я только сейчас, переслушивая альбом для подготовки комментариев, заметил, слова про появление знати на корабле сопровождаются милитаристскими аккордами и очень величественными мелодиями. И таких нюансов там множество. Песня заслуживает внимательного прослушивания в спокойной обстановке на хорошей технике или в наушниках и это при приложении некоторой фантазии будет похоже на просмотр фильма.

В этой композиции Дева, как никогда раньше, вышла за рамки своего стиля. Раньше они не вписывающиеся в их рамки песни размещали на синглах. Поэтому, единственное, что могу предъявить этой композиции, это то, что это уж не совсем Мейден, а какой-то Jethro Tull…

Ну и переслушивая альбом, я часто останавливаюсь на этой песне. Ее повествовательный уклон тут сыграл плохую службу. Все же книги мы перечитываем гораздо реже, чем переслушиваем музыку.

На фото тот самый r101

Владимир: Maiden дали, так дали! Уж за смелость я всегда уважал группу. Сотворить такой музыкальный эпос, наполненный отличнейшей музыкой и композиторскими ходами (забудем о некой похожести чего – то) – это дорогого стоит.

Для поклонников коллектива, которые не воспринимает альбомы, скажем так, третьего периода существования группы, вряд ли что – то найдется. Классического духа, мелодизма и аранжировочных ходов здесь предостаточно! Но слишком все размазано и слегка теряются козыри среди сложной концептуальности. Это, исключительно, мое мнение! С альбомом еще более запутана, чем с A Matter Of Life And Death. И что делать с ним дальше, непонятно! Тут надо дать даже не второй шанс, а еще с десяток шансов.

Надеюсь, что альбом их оправдает…Но, что делать с Red And Black…

Д.И.: Ничего не делать. Просто слушать и наслаждаться…По мне, лучшая песня на диске.

в целом:

Редко группы, участникам которых около 60-ти, выпускают по настоящему отличные альбомы. Этот альбом – один из величайших, которые когда-либо выпускались артистами в таком возрасте. Здесь можно просто наслаждаться музыкой, а не отдавать дань уважения за прошлые заслуги. На альбоме нет никаких признаков того, что группа приходит в упадок. Они по-прежнему играют как и более 30 лет назад. К сожалению, у Брюса, произошли заметные изменения (сказался и возраст 57 лет, и перенесенное онкологическое заболевание), уму тяжело брать высокие ноты, но его более спокойное пение подходит к песням на альбоме.

При написании песен также видно, что группа все еще пытается экспериментировать и расширять свои границы, чтобы попытаться создать что-то новое, в то время как они могли бы просто повторять уже опробованное. Iron Maiden не пошли по пути AC/DC, Motorhead и еще много кого. Когда они выпускают новую музыку, вы почти всегда точно знаете, что получите.

С одной стороны, мы получили узнаваемый Мейден. Ряд композиций возвращает нас ко временам Powerslave и Piece of Mind. В нескольких песнях они переработали и перефразировали некоторые из своих старых идей. Получили мы и проговый new Maiden. Но завершение альбома просто рвет все привычные шаблоны. Независимо от того, какую версию Maiden вы предпочитаете, здесь найдется что-то для каждого.

Мейден вовсе не первая группа, выпустившая альбом такого размера , но почти всегда у других это были какие-то рок-оперы. Вместо этого они сделали собрание песен, как обычно.

Выскажу смелое заявление. Если бы Iron Maiden собрали лучшие части The Book of Souls в одном альбоме, возможно, это был бы лучший альбом в их поздней карьере. Насколько оправдана продолжительность? Вопрос сложный. Вот мой уважаемый соавтор по поводу других альбомов, когда речь заходила о хронометраже, высказывал мнение, что Мейдена много не бывает и это прекрасно, что есть возможность наслаждаться большим количеством материала. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Жду в комментах мнений, с удовольствием пообщаюсь по этому вопросу. Но все же вижу некоторый избыток вступлений, окончаний, речитативов..

Для меня альбом просто слишком длинный, чтобы с комфортом прослушать его за один раз, если только он не включен частично в качестве фоновой музыки. Сосредоточиться на альбоме от начала до конца у меня ни разу не вышло. Разбиение на два диска дает некоторое удобство, можно за раз «употреблять» по одному с классическим хронометражом 45 минут. Скажу честно, только сейчас за 9 лет , прошедших после его выхода, толком его послушал.

В “Книге душ” Iron Maiden заметно эволюционировали, но все же остались Iron Maiden. Это зрелая и сложная работа, на усвоение которой потребуется время и некоторые усилия. И тем, кто ждал классически звучащую пластинку Maiden, группа однозначно ответила, что это бесполезно и что Iron Maiden никогда не выпустят “Powerslave”, часть II. Хорошо это или нет, не знаю.

Интересные факты:

– альбом содержит самую длинную песню Iron Maiden – Empire of the Clouds ( 18:01), до этого рекорд был у Rime of the Ancient Mariner (13:36) из Powerslave (1984).

Кроме того, The Red and the Black (13:34) всего пары секунд не хватает, чтобы сравняться по длине с “Древним моряком”. Заглавная песня добавляет к альбому третий 10-минутный трек.

Эдди на обложке изображен в образе индейца Майя. Заглавная песня посвящена этому народу.

Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana

Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/

Подкасты:

“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792

Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

На этом сегодня все!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Ваш “Д.И.” и Владимир.

Добавить комментарий