Вы сейчас просматриваете “Мейден – марафон”: Iron Maiden – Somewhere in Time (1986)

Сразу скажу, это, наверное, мой самый любимый альбом группы и потому мне очень приятно, что «случайно»))) именно мне пришла очередь писать про него.

Владимир: Интересно, после повторного прослушивания предшественников, титул самого любимого альбома группы не сменил владельца… Я больше, чем уверен, что восприятие альбомов все же поменялось…

Альбом вышел похожим и непохожим на предыдущие. К 1986 году группа превратилась из клубной команды в одного из лидеров стиля. В предшествующих альбомах выработался свой узнаваемый фирменный звук. Но следила группа и за музыкальной модой, которая в том году была довольно своеобразной, синти – поп, ньюэйдж и т.д. Звук а – ля Depeche Mode использовали все кому не лень. Все металлисты облегчили звук и начали использовать гитарные синтезаторы, что раньше просто невозможно было представить. Перед коллективом стала непростая задача следовать моде при этом не теряя фирменного саунда, чтобы приобретя новых поклонников, не растерять старых.

Теперь, уже спустя без малого сорок лет, можно спокойно порассуждать, насколько это удалось.

Владимир: Что началось – то? Depeche Mode только начали выстраивать свой стиль, хотя прочный фундамент из электронных звуков был выстроен. Кстати, одному из альбомов, Some Great Reward в 2024 году, как раз 40 лет со дня выхода. Но об этом в другой статье, скорее всего…

Caught Somewhere in Time. Синтезаторный гитарный рифф в начале показывает направление альбома. Они легко переходят в другой рифф, дальше вокальная часть в которой Брюс, как всегда, на высоте. По традиции Maiden, после первого припева следует потрясающая инструментальная часть с гитарной дуэлью тандема Смит – Мюррей. Использование синтезаторов идеально сочетается с гитарами как Адриана, так и Дэйва и придает этим песням уникальное звучание по сравнению прошлыми альбомами, еще более мелодичное гитарное звучание, чем у этих двух ранее. Песня длится 7:24, но этого не замечаешь, потому что идет постоянное развитие музыкальных тем. Отличное начало.

Владимир: А были ли у «мейденов», скажем так, в современной истории, песни, которые были бы скучными? Я за всю историю пока не говорю (до конца лично пока не дослушал и не освежил в памяти), но в периоде с Брюсом точно не было! Использование новых звуков и технологий существенно обогатили и без того яркое звучание коллектива.

Wasted Years. Фантастическая вступительная часть. Сама по себе песня очень мелодична. Припев по настроению отличается от куплетов, но это песню не портит, а только разнообразит. Нестареющая классика.

Владимир: Вступительный рифф песни – это нечто! Нет слов…Долго стоял у меня на звонке. Песня шикарная и до сих пор народ «тащится» от ее исполнения на концертах! Прямо и просто, если сравнивать с эпиками группы, но драйвово!

Sea of Madness. Это небольшой спад по сравнению с великолепием первых двух песен, но ни в коем случае не «наполнитель». Обратите внимание на басовую линию Харриса.

Heaven Can Wait. Песня быстрая. Замедляется чуть инструментальной части. В середине возникает вообще новая музыкальная тема на фразе «Take my hand», потом Брюс долго исполняет свое фирменное «О-О-О», видимо для живых выступлений заготовка.

Сейчас многие уже не принимают во внимание расположение песен на начальном носителе – виниловой пластинке. А все исполнители старались сделать каждую строну винила законченным мини – альбомом. Именно эта песня завершает сторону А и это отличное завершение.

Владимир: Действительно, Sea of Madness после Wasted Years – это уже как – то не очень слушается…Так же как и Heaven Can Wait…Если брать во внимание деление на стороны, то все же завершить сторону стоило именно Wasted Years. Получилась бы следующая ситуация, убойнейшая первая композиция, пара треков, которые послабее и потом уж мощный удар! Но песни, может не такие крутые, но в едином полотне слушаются очень неплохо! Но это, исключительно, если уж захочется “побрюзжать”. Все слушается на одном дыхании и с удовольствием, а это главное! Я стал замечать за собой, что перед каждой песней “мейден” ощущается какое – то желание услышать чудо!

The Loneliness of the Long Distance Runner. Открывашка стороны Б, но вполне могла бы и открывать альбом. Начинается с относительно медленного риффа, затем постепенно разгоняется. Припев потрясающий. Даже удивительно, как можно пропеть так мелодично такую длинную фразу названия. Потрясающее двойное соло. Очень красивая песня.

Владимир: А представляете, чтобы происходило, если бы стороны виниловых пластинок вообще никакими буквами не обозначались, а на самой пластинке и ее конверте был бы просто список композиций…

Stranger in a Strange Land. Еще один шедевр. Песня в медленном темпе, нетипичном для группы. Пожалуй, даже и не припомню еще что – то похожее. Синтезаторы в этой песне слышны лучше, чем в любой другой песне на альбоме и они прекрасно сочетаются с гитарами и ударными. Ну, и Харрис показывает, как он владеет бас – гитарой. Мрачная песня, создающая особую атмосферу. Аж до мурашек…

Владимир: Согласитесь, что абсолютно все рок – и метал – группы использовали такое вступление, где начинается с ударных и бас – гитары. Сильная композиция, хоть и простая (не берем шикарнейший проигрыш в середине в расчет).

Deja – Vu стоит особняком, в основном из – за того, что она является наиболее классической для группы. Гораздо более быстрая и прямолинейная, чем все остальные композиции пластинки, позволяет слушателю немного отдохнуть от многослойности предыдущих песен и просто насладиться добротным heavy metal. Соотносясь со своим названием, данная композиция как бы возвращает слушателя к ранним альбомам группы, вызывая чувство дежавю.

Владимир: А вам не показалось, что первая и последняя песня каждой стороны – это все же, так или иначе, эпики, а вот между ними хэви – металлическая музыкальная “прослойка”. На первый взгляд, треки простые, но каждый из них все же содержит кусочки “эпичности”. Не стала группа записывать “твердолобые” трех – четырех минутные композиции.

Alexander the Great – уже ставший традицией эпик в завершении альбома. “эпический” на этом альбоме. Посвящена Александру Македонскому. Слова простые, просто зарифмованный учебник истории, кто в школе ее прогуливал, может восстановить пробелы, слушая ее.

Все как всегда. Есть потрясающая гитарная работа, мощное пение и яркая ритм – секция, с фирменная и инструментальная часть в середине песни.

Говоря про альбом, нельзя не упомянуть про его обложку. Мы уже забыли, что обложка музыкального диска – это его лицо. Впечатление, которое производит обложка на слушателя, может повлиять как на выбор при покупке, так и на восприятие самой музыки в процессе прослушивания. Обложки формируют визуальное восприятие целых музыкальных стилей, равно как музыкальных групп и исполнителей в отдельности. У Девы обложки всегда были круты, в чем заслуга художника Дерека Риггса. Это, наверное, самая навороченная обложка. Помню, мне удалось еще в 80 – е заполучить этот альбом на виниловой пластинке, так обложку можно было изучать очень долго. Там много отсылок к предыдущему творчеству группы, к примеру, часы показывают 23:58 (2 Minutes To Midnight). Самые внимательные замечали, на обложке есть две неоновые вывески с русскими (!!!) надписями. На одной значится “Кефир” (задняя обложка), на другой “Меня рвет” (передняя).

На буклете CD уже всех этих подробностей обложки не разглядеть. А уже не говорю про сегодняшний день, когда обложка занимает несколько сантиметров экрана мобильного телефона… Потеряли мы с развитием техники эту часть музыкальных альбомов.

Владимир: Да уж…надо будет сподобится найти обложки виниловой пластинки и поискать все перечисленное…Как минимум, интересно! А насчет обложек в то время – это реально было целый вид искусства, наряду с картинами. Мне почему – то кажется, что даже вручались премии в части лучшей обложки альбома или что – то вроде этого…

Что в итоге? Не совсем распространенное мнение, но это мой личный самый любимый альбом Iron Maiden. Возможно, Powerslave и Peace Of Mind более последовательны в стилистическом плане, но в этом альбоме есть своего рода очарование и атмосфера. Звучание альбома очень своеобразное. Понятно, что внедрение синтезаторов в хэви – метал поначалу казалось провальной идеей, но этот альбом показал, что это действительно может дать отличный результат. Именно на этом альбоме группа включила много проговых элементов, которых в дальнейшем творчестве стало еще больше. Но здесь их не так много, что тоже хорошо, все же музыка, по моему мнению, должна развлекать, а не «грузить».

Владимир: Мне кажется, что тут дело вовсе не в применении синтезаторов и прочих новомодных штучек…А именно в грамотном их вплетении в свои музыкальные кружева. В моем понимании, группе не было необходимости “штамповать” каждый год по альбому. Этот факт как раз и дал возможность музыкантам не стать частью музыкального конвейера, а стать частью музыкальной истории. Группа выдала альбом, который был сделан блестяще не только в плане звучания песен и их мелодики, но отличных идей, которые, видимо, просто накопились в душах музыкантов. И вот альбом стал своеобразным выпуском для скопившихся эмоций!

А насчет “груза” тоже бы поспорил…Когда я впервые стал слушать творчество “мейден”, то у меня не вызывали восторга все их музыкальные перипетии в каждом, без исключения, треке. Но они меня “не грузили”. В то время (да и сейчас, с небольшими поправочками) я был поклонником краткости и односкоростности.

Это альбом, под музыку которого действительно можно потеряться. Вроде все привычно. Соло длинные. Гитары громкие. Голос мощный. И все же, каким – то образом этот альбом расслабляет. Никогда ни до, ни после группа не имела такого приятного звука, как в Somewhere in Time, в чем несомненная заслуга шестого Мейдена – Мартина Бирча за звукорежиссерским пультом. Группа в очередной раз сделала поворот и не ошиблась.

Как и у всех групп, звучание Maiden менялось в соответствии с появляющимися музыкальными тенденциями, но они никогда не теряли присущих только им качеств, и оставались стопроцентно узнаваемыми. Somewhere in Time является вехой в музыке хэви -метал, потому что он показал, что можно экспериментировать со своим звучанием, не теряя при этом своего лица.

Владимир: Не потеряться, а погрузиться в отличную атмосферу новомодного хэви – металла и прочих стилей. А если быть точнее стиля под названием Iron Maiden. А звучание альбома, очень приятное и грамотно смикшировано.

Следом шел еще более атмосферный и проговый Seventh Son of a Seventh Son. Но о нем в следующий раз…

Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana

Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/

Подкасты:

“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792

Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

На этом сегодня все!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Ваш “Д.И.” и Владимир.

Добавить комментарий