Вы сейчас просматриваете “Д.И.” представляет: “Van Halen – 5150 (1986)”

Продолжаем вспоминать об альбомах тех лет, когда трава была зеленее, пенное вкуснее, а девушки – добрее. На этот раз не в форме марафона по всем релизам, а точечными ударами.

Владимир: не так уж совсем уж точечными, а, скорее всего, рандомными, то есть случайно выбранные

Да, ключевое слово здесь – ностальгия. Кто тогда не жил, могут и не понять.

Владимир: я же как-то понимаю, хотя на тот момент мне было 8 лет…Умолкаю…Наверное…

Скажу сразу, это не мой самый любимый альбом у группы (хотя многие считают его лучшим). Но в то же время он самый интересный для обзора и разбора. Уже интересно почему? Давайте разбираться.

Тут не обойтись без истории группы. К 1985 году, Van Halen были одной из популярнейших групп мира, все шесть, выпущенных к тому времени, альбомов, стали платиновыми, проходили огромные туры, а на многих сборных выступлениях группа была хедлайнером. И вдруг фронтмен группы, David Lee Roth покидает коллектив. Замена ему была найдена быстро, это Sammy Hagar. Это не была «темная лошадка», на тот момент у него была успешная сольная карьера, кроме того, Сэмми не только пел, а был еще очень сильным гитаристом. Определенно, братья Ван Халены пустили на свою территорию сильного игрока, с которым нельзя не считаться. Группу тут же иронично стали называть Van Hagar.

Шуточное название оказалось пророческим, новый альбом был именно Ван Хагар – смесь из привычного звука VH и звука сольных работ Сэмми. Причем, смесь была не в звуке, а в разных по стилистике песнях, можно даже подумать, что на пластинке играют две разные группы. David Lee Roth скорее не пел, а произносил речитатив, было много веселых песен, а концерте он радовал публику почти цирковой акробатикой.

На картинке Ли Рот в прыжке (фото из открытого источника)

На картинке Ли Рот в прыжке (фото из открытого источника)

Sammy Hagar гораздо сильнее в качестве вокалиста, он реально поет , песни у него все серьезные( ну почти) и никакой клоунады на концертах.

На картинке Эдди Ван Хален с новым гитаристом и певцом Сэмми Хагаром (фото из открытого источника)

Такое ощущение, что часть материала на альбоме была написана под Ли Рота, а то и вместе с ним (хотя в соавторах он не указан), а часть Сэмми притащил из заготовок под свои сольные работы, хотя влияние, уже ставшего классическим, Van Halen на них заметно. И это явно делит альбом на почти равные части.

В связи с вышеизложенным буду рассматривать песни не по порядку, а по их стилистике. Порядковые номера проставлю рядом с названиями.

Первую часть назову Van Нagar.

№ 1. “Good Enough” – отличная открывашка, но это чисто хагаровская песня, не считая фирменного соло Эдди Ван Халена. Отличный заводной роковый номер.

А вот № 2 “Why Can’t This Be Love” уже некоторый сюрприз. Эдди сел за клавишные, а партии ритм-гитары исполнил Сэмми (на концертах того периода Сэмми исполнял все гитарные партии, Эдди так и оставался за клавишными). Песня по стилю более хагаровская, но он сам никогда не включал столько клавишных в своих сольных работах. Это группа использовала наработки из предыдущего альбома «1984», где активно использовались синтезаторы. По аналогичной схеме сделаны № 4 “Dreams” и № 7 “Love Walks In”. При этом, все три песни очень мелодичны и именно о них вспоминают, когда говорят об этом альбоме. И они действительно очень хороши, хотя они почти танцевальные по стилю. Лично я считаю, что вместо клавишных уместнее были бы гитарные риффы с небольшим добавлением педали wah, но группа забыла у меня спросить, когда работала над альбомом). Эти три композиции настолько запоминающиеся, что весь остальной материал на их фоне поначалу многие игнорируют. А Sammy Hagar до сих пор включает их в свои живые выступления.

И моя самая любимая на диске песня в обновленном стиле – № 8 “5150”. Хороший добротный роковый номер. Что интересно, число, давшее название песне, в ней самой не звучит.

Несмотря на сильные стилистические отличия от предыдущего материала, каждая песня содержит узнаваемые соло Эдди с его фирменным тэппингом и шреддингом.

Вторую часть назову classic VH.

Песни явно написаны под Дэвида Ли Рота. Они не поются, а скорее проговариваются.

Это № 3 “Get Up”, наверное, вообще самая быстрая песня у группы.

№ 5 “Summer Nights” и № 6 “Best of Both Worlds” могли быть на любом предыдущем альбоме. № 5 “Summer Nights” заканчивается интересной инструментальной частью, гитарные риффы интересно сочетаются с гитарным соло. Все же два гитариста лучше, чем один, хоть это и сам Ван Хален…

№ 9 “Inside” – самая странная песня, с интересной басовой линией, которая звучит очень… механически. А Сэмми рассказывает историю о… новых туфлях? Точно не скажу, разбираться в поэтических изысках нет желания. Но видно, что Сэмми скучно просто произносить речитатив и в некоторых местах он украшает песню различными вокальными приемами.

Песни обоих стилей перемешаны на альбоме, что не дает соскучиться при прослушивании. Интересно было бы решение, если бы песни были сгруппированы по их стилю, как раз по стороне пластинки на каждый. Но тогда это более походило бы на сплит – альбом разных коллективов.

Что в итоге? Это переходный альбом, на котором группа освежила свое звучание. До сих пор не прекращаются споры, насколько верным было решение. Сложно сказать, но так же сложно сказать насколько удачен был бы седьмой альбом с неизменным звуком.

Помните легендарную фразу агента 007 : «Взболтать, но не смешивать»? Вот здесь сделано именно так, композиции употребляются как многослойный коктейль и каждый слой разный. Мало кто мог позволить себе такую эклетичность, если только Queen.

Сэмми Хагар, очевидно, был подходящей заменой, он опытный певец, автор песен и гитарист, и у него отличный голос. Однако поначалу это было ему непросто, поскольку Ван Хален включил Хагара в песни, написанные для Дэйва. Но не забываем, изначально многие считали, что Ли Рот вообще незаменим.

На альбоме много клавишных, что необязательно плохо, но вызывает сожаление, что мы слышим меньше фантастической гитары Эдварда Ван Халена. Впрочем, Эдди всегда знал чувство меры по длине гитарных соло и их всегда кажется мало. Кроме того, мы узнали, что он еще и прекрасный клавишник.

Я считаю, что следующие диски, OU812 (1988), For Unlawful Carnal Knowledge (1991) и Balance (1995) сильнее и интереснее, но без этого переходного альбома их бы не было. По их звуку видно, что направление Van Hagar победило, что и неудивительно, если вокалист реально умеет петь, надо давать ему такую возможность. Но там уже нет такого яркого развития и поэтому для разборок и обсуждений самый интересный именно 5150.

Итак, это первый альбом, скажем так, Van Halen 2.0, группы, сохранившей старое название, но изменившей сильно свое звучание. Всего будет выпущено четыре альбома в таком составе (точнее, четыре с половиной, если взять еще синглы, саундтреки и сборники с не вошедшими на номерные альбомы вещами). Ну а какая версия группы лучше,1.0 или 2.0, до сих пор является предметом споров у любителей коллектива.

P.S. Интересный факт. Что такое “5150”? Это название личной студии Эдди Ван Халена. Которая, в свою очередь, названа в честь кода полиции Калифорнии в радиопереговорах , используемый для обозначения сбежавшего душевнобольного преступника. Одноименная песня про любовь, почему ее так назвали, неясно.

Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…

Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana

Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana

Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/

Подкасты:“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792

Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930

На этом сегодня все!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!

Ваш “Д.И”.

Добавить комментарий