Д.И.: Четвёртый студийный альбом Оззи Озборна и второй в тандеме с гитаристом Джейком И Ли был выпущен 22 февраля 1986 года. Ли был единственным музыкантом в группе, который остался с прошлого альбома. И, как всегда, не обошлось без сюрпризов. По отзывам вообще самый неоднозначный альбом, хоть один из самых коммерчески успешных. Сам Озборн называл его самым нелюбимым в дискографии, да и многие любители музыки его пропускают. Альбом упрекают в излишней коммерциализации, в изменении стилистики в сторону модного тогда глэма или hair метала и в отсутствии интересных музыкальных решений. Скажу сразу, с этим я категорически несогласен, но перед рассуждениями предлагаю повспоминать (а кому-то и узнать) его содержимое.
Владимир: намек понят). Только поправочка. Не узнать, а вспомнить…
Д.И.: У меня с этим альбомом особые отношения, именно его я услышал первым из всей дискографии Оззи в далеком 1987 году ( да, тогда услышать новинку через год после выхода было совершенно нормальным, если сильно не заморачиваться поисками). Тогда он произвел на меня очень сильное впечатление, которое не исчезло и по сей день.
Владимир: Это, кстати, вполне нормальная реакция. Если альбом у какого-то исполнителя “западает” в душу, то, уверен, релиз останется там навсегда, чтобы ни происходило!

Д.И.: Альбом начинается с заглавного трека, который сразу же узнаваем по маршевому вступлению ударных и запоминающемуся риффу. По стилистике больше похоже на песню Оззи из ранних 80-х
“Secret Loser” – первая песня, которую можно назвать hair-метал, но она очень хороша!
На мой взгляд, это один из лучших треков на всем альбоме. С очень запоминающимся гитарным риффом, хоть и простым. Является одной из самых быстрых песен на альбоме. Название Secret Loser полностью противоречит настроению трека. Отличная песня, на мой взгляд, одна из самых недооцененных песен Оззи за всю историю.
“Never Know Why” больше похожа на песню из раннего творчества Оззи. На мой взгляд, композицию несколько портит многократное повторение “We Rock”, этот припев звучит так, будто он взят из песни Дио. Заключительное соло Ли отлично завершает песню и позволяет забыть о не очень удачном припеве.
“Thank God for the Bomb”. Еще одна заводная рок-н-ролльная песня Оззи. На первый взгляд. Однако, эта песня на серьезную тему – о войне и бомбах. Кажется, что это мрачная лирическая тема противоречит веселому музыкальному стилю (как и в Secret Loser). Но, в песне рассказывается именно о том, что некоторые воспринимают войну как “просто еще одну игру”, но когда она становится реальностью, все понимают, что это не так. И такое несоответствие музыки и слов – отличное решение. Вступительный звуковой эффект, напоминающий пуск ракеты, усиливает это ощущение. Не знаю, подразумевали ли авторы именно это при написании песни, но у меня вот такие мысли. Отличная работа и явно недооцененная.
Владимир: После повторного прослушивания, перечисленные песни вообще ничего не тронули. Хотя я любитель прямолинейных, бесхитростных рифов и мелодий. Вяловато все пока что…Нет угарности…Все сделано хорошо, но звучит для меня абсолютно не цепляющее! Есть энергия, но нет энергетики…

Д.И.:“Never”. Ничего особенного. Но поскольку в ней по-прежнему присутствует хороший вокал Оззи и интересные инструментальные партии в куплете, в ней можно найти хорошие моменты. Отмечу навороченный рифф , проходящий сквозь всю композицию.
“Lightning Strikes” тоже скучновата. Да, есть довольно тяжелый и запоминающийся основной рифф, но вокальная партия реально взята из типичного hair-metal.
Владимир: “Lightning Strikes” – единственная песня, которая хоть зацепила немного из всего альбома. Даже становится страшновато – со мной что-то не так? Насколько предыдущий альбом был с аппетитом был “скушан”, настолько этот релиз вызывает потерю аппетита! Но, это, исключительно, мое мнение. Я никого не хочу обижать…
Д.И.: Но Оззи реабилитируется со следующей песней – “Killer of Giants”. Обманчиво начинается как баллада. Но забудьте о сладких балладах о несчастной любви, которые вы слышали в “Bark at the Moon”. Это серьезная и мрачная песне о холодной войне. Отличные слова: “Если никто из нас не верит в войну, тогда не могли бы вы сказать мне, для чего это оружие?”. Очень красивое гитарному вступление, почти балладный куплет, который переходит в один из лучших припевов, когда-либо написанных Оззи. Далее быстрая инструментальная часть. Одно из самых лучших соло Ли за всю историю. Песня содержит много изменений в музыке и темпе, каждый ее фрагмент звучит уместно в общей композиции. Еще один незаслуженно обделенный вниманием шедевр.
Владимир: Вот это интересный трек, который из всего альбома впечатлил своими задумками.
Д.И.: “Fool Like You”, на мой взгляд, очень неплохая песня, мелодичная и двумя запоминающимися гитарными соло Джейка.
И, наконец, “Shot in the Dark”, это классика, которую, я надеюсь, все знают. На мой взгляд, это, несомненно, лучшая песня на альбоме. Превосходные мелодии и инструментальные партии. Отличная кульминация альбома и его завершение. Эту песню “каверели” многие артисты , но без фирменного голоса Оззи ее сложно представить.
Владимир: из двух последних на альбоме, “Shot in the Dark” все же лучше. Песня не зря становилась каверами. Отличная хард-рок-песня, которая приятно слушается и обладает всеми необходимыми элементами, чтобы быть хитовой. Мелодика, цепляющая своими усталыми и философскими нотками, словно звучит от имени человека, который грустить по поводу чего-то ушедшего.

Д.И.: Теперь порассуждаем. Вспомним, что происходило на тяжелой сцене в 1986 м году.
Многие группы, такие как Judas Priest, Iron Maiden и даже Celtic Frost, которые когда-то играли традиционный метал, решили перейти к более модному на тот момент звучанию, начав пользоваться клавишными и облегчив свое звучание. Оззи также решил не оставаться в стороне от музыкальной моды, но с умеренным использованием синтезаторов, их даже меньше, чем в «Bark At The Moon» . Песни стали попроще и помелодичней.
Структура песен упростилась, здесь нет сложных атмосферных композиций , характерных для предыдущих трех альбомов. Все синтезаторные эффекты практически исчезли, там клавиши были полноправным солирующим инструментом, здесь выполняют только вспомогательную роль, чтобы немного украсить композиции, не более того. Это делает альбом гораздо более естественным, ориентированным на гитару, рокерским, каким и должны быть альбомы Оззи. Потому он получился тяжелее, чем все предыдущие альбомы группы. Игра Джейка И. Ли на гитаре стала более яркой .
Владимир: Даже и не знаю, что и сказать. Но альбом, который “подцепил” меня только двумя песнями и одним рифом – это как-то слабовато. Легкие и приятные песни, которые слушаются довольно неплохо, но ничем особенным не запоминаются. Послушал и тут же забыл…Коммерческий альбом, вы правы!
Д.И.: Да, это можно назвать некоторым уходом в сторону модного тогда глэма. Но так ли это плохо? Вы уверены, что хотите два абсолютно одинаковых альбома подряд? Оззи нашел правильный баланс, отдав дань текущей моде, он сохранил узнаваемое собственное лицо.
Кстати, в этом альбоме баллад нет вообще, что тоже говорит, что моде музыкант следовал с осторожностью, хотя все тогда знали, что одна слезливая баллада сильно повышает коммерческий потенциал любого альбома. Что-что, а баллады мистер Озборн писать умел всегда.
За что всегда можно отдать должное Оззи (или, как часто утверждают, его супруге Шэрон), так это за то, что он окружил себя хорошей группой музыкантов. Попытка уловить дух времени оказалась удачной. Джейк И. Ли смог создать свои гитарные партии так, чтобы понравиться как старым, так и новым поклонникам. Задача была решена, не растеряв старую аудиторию, Оззи приобрел новую. При этом звук уже ушел очень далеко от Black Sabbath.
Владимир: Дух времени и следование музыкальной моде – это беспроигрышный вариант. Но насколько в данной ситуации будет органично смотреться (слушаться) Оззи? Ответ на данный вопрос дал The Ultimate Sin. Для кого-то альбом – это великолепная работа, которая прекрасно слушается до сих пор…Для кого-то – это релиз, который “цепанул” всего лишь парой треков…Но сидеть на месте Оззи не стал, а это уже прекрасно!
Д.И.: Отдельно отмечу потрясающую иллюстрацию на обложке альбома от известного художника в стиле фэнтези Бориса Валехьо. Когда мне первый раз удалось подержать это пластинку в руках в те времена, это был просто крышесносяще.
В 1987 году Ли совершенно внезапно для него самого был уволен из группы. Всего он провел в коллективе пять лет. Ну, а Оззи снова стал искать нового гитариста…
Вечный вопрос, насколько велик вклад других музыкантов в успех Оззи. Учитывая противоречивые высказывания, правду сложно определить. Некоторым критерием можно считать успехи в карьере после ухода от Озборна.
Lake E. Lee не сделал яркой сольной карьеры , хотя его группа Badlands была очень неплоха, но ее музыка больше тяготела к Led Zeppelin. Я писал про нее на ОМ.
https://dzen.ru/a/Y7-2tSGMiXaLCF68
То же можно сказать о его сольных работах и других проектах. Очень мало общего с той музыкой , которую он играл у Оззи. И, скажем, честно, ничего выдающегося создано не было.
Басист Phil Soussan, утверждающий, что основной автор лучшей песни альбома Shot In The Dark именно он, тоже не создал ничего запоминающегося за почти сорок лет , прошедших с выхода того альбома.
Выводы напрашиваются сами собой.
А о том, что дальше было создано Оззи, поговорим в следующий раз…
Если кому интересно находиться в “Обители Меломана”, то оставляю ссылки, где можно будет узнавать о всех событиях…
Телеграмм – канал – https://t.me/obitelmelomana
Группа ВКонтакте – https://vk.com/obitelmelomana
Есть канал на Rutube – https://rutube.ru/channel/25583270/
Подкасты:
“Яндекс Музыка” – https://music.yandex.ru/album/22846792
Apple Podcast – https://podcasts.apple.com/podcast/id1638517930
На этом сегодня все!
ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!
Ваш “Д.И” и Владимир.